Советы юриста

Как составить завещание и что надо учесть
Как завещать имущество и денежные средства, которые будут использованы для осуществления уставной деятельности фонда: пояснения и рекомендации юристов фонда «Подари жизнь».
Несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя, его нетрудоспособные супруг и родители, а также нетрудоспособные иждивенцы наследодателя, подлежащие призванию к наследованию на основании п. 1 и 2 ст. 1148 Гражданского кодекса РФ, независимо от содержания завещания, наследуют не менее половины доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону (обязательная доля).

Вышеуказанные правила о наследовании нетрудоспособными лицами применяются также к женщинам, достигшим 55 лет, и мужчинам, достигшим 60 лет.

Обязательная доля наследства удовлетворяется либо из оставшейся незавещанной части наследства, либо, если все наследство было завещано или при недостаточности незавещанной части имущества, — из той части имущества, которая завещана.
Личный фонд — особая форма некоммерческой организации, созданная заявителем лично или учрежденная нотариусом после смерти заявителя. Цель фонда — управлять переданным или унаследованным имуществом. Согласно статье 123.20−4 Гражданского кодекса РФ, фонд может включать разные виды активов:
  • недвижимость;
  • ценные бумаги;
  • интеллектуальную собственность;
  • валютные средства;
  • другое имущество.
При учреждении личного фонда имущество переходит из собственности человека в распоряжение фонда. Важным условием является стоимость передаваемых активов: на момент учреждения она должна превышать 100 миллионов рублей.
Преимущества личного фонда:
  • возможность немедленного начала реализации воли учредителя после его смерти;
  • исключение имущества фонда из общего наследства, что защищает активы от возможных конфликтов между наследниками;
  • конфиденциальность процесса передачи имущества и распоряжения им;
  • возможность реализовывать социальные инициативы учредителя через пожертвования от личного фонда, передачу имущества в пользование или в собственность какой-либо благотворительной организации.
Управление личным фондом основывается на волеизъявлении его создателя, это записывается в уставных документах. Учредитель назначает первых руководителей фонда и устанавливает правила распределения доходов.
Российский личный фонд похож на аналогичные структуры в Европе (например, немецкий Stiftung) и в некоторой степени на англо-американские трасты, хотя последние не обладают статусом юридического лица.
Так же как и европейские аналоги, российский личный фонд может использоваться для разнообразных целей: это могут быть передача семейных активов в профессиональное управление, обеспечение конфиденциальности владения, защита активов от коммерческих рисков, получение (законных) налоговых выгод, передача наследникам бизнеса без необходимости его дробления и другие.
В 2024 году произошло значительное снижение налоговой нагрузки на личные фонды, что привело к резкому увеличению числа зарегистрированных фондов. По состоянию на март 2025 года в РФ зарегистрировано более 200 личных фондов.
Для создания личного фонда необходимо разработать его документы, подписать и заверить их у нотариуса, а затем передать в регистрирующий орган. Функции регистрирующего органа в 2024 году перешли от Минюста к Федеральной налоговой службе. Передать документы в налоговую можно лично или поручить это нотариусу.

По любым вопросам вы всегда можете связаться с нами:
+7 (495) 995-31-05
donate@podari-zhizn.ru
119048, г. Москва, ул. Доватора, д. 13, подъезд
Made on
Tilda